Одним из оптимальных вариантов мощения проезжей части, дорожек, тротуаров, отмосток и площадок является клинкерная брусчатка, которую часто называют мостовым или тротуарным кирпичом. Клинкер относится к немногим рукотворным материалам из натурального сырья, которые не только доступны по цене и обладают превосходным декором, но и могут беспроблемно эксплуатироваться в уличных условиях под воздействием огромных механических и абразивных нагрузок. Клинкерная брусчатка за несколько веков применения в качестве дорожного покрытия наглядно продемонстрировала, что по-особому обожженная глина может обладать сверхпрочностью, долговечностью и превосходным эстетичным наполнением при условии корректной укладки, правильно подобранной выкладки и безошибочного обустройства несущей основы и швов.
Выбор основания
Современная технология изготовления клинкера характеризуется большим выбором типоразмеров и множеством цветовых решений, что положительно сказывается на применении материала в частном и загородном строительстве. Чаще всего используется клинкерная брусчатка прямоугольной формы толщиной 18–110 мм, которая при формировании однородного покрытия обеспечивает возможность равномерного распределения нагрузок. Величина и интенсивность нагрузочных воздействий определяет тип подстилающего слоя и основания.
В строительной практике востребованы три методологии укладки клинкерной брусчатки на:
- песчаное основание: легкие регулярные пешеходные нагрузки;
- песчано-щебеночное основание: средние и сильные пешеходные нагрузки, нерегулярный проезд легкового автотранспорта;
- бетонное армированное основание: повышенная интенсивность всех видов движения, в том числе и грузовых транспортных средств.
Каждое основание имеет многослойную структуру для обеспечения устойчивости клинкерного настила и отвода поступающей влаги. Клинкерный мостовой кирпич отличается низкой водопоглащаемостью, поэтому нередко проблема дождевых луж и озер талого снега решается за счет незаполнения или засыпания швов песком. Практичное, на первый взгляд, решение может привести к частичному вымыванию основания и стать причиной деформации клинкерного настила. Проблема легко устраняется при помощи специальной подстилки из высоководопроницаемого трассового дренажного раствора Tubag TDM или TPM-D от компании Quick-Mix. Чтобы оградить зазоры между кирпичами от накапливания грязи и мусора, используется трехкомпонентный водопроницаемый раствор для заполнения швов Tubag PFL. Другим способом формирования долговечного покрытия из клинкерной брусчатки является его укладка на подстилающий слой, выполненный с небольшим уклоном в одну сторону (0,5–0,7 см на каждые 100 см поверхности). В качестве материала подстилки используется трассовый раствор для укладки брусчатки Tubag TDМ или TPM-D. Швы заполняются водонепроницаемым раствором Tubag PFN. Благодаря уклону настила и водонепроницаемости швов, вся влага с поверхности клинкера оперативно отводится в специальную ливневую систему.
Технология изготовления основания
Песчаное, щебеночное или бетонное основание имеют схожую многослойную конструкцию и отличаются только материалами и толщиной слоев. Перед формированием основания выполняется выемка, досыпание или разравнивание грунта из расчета, что на песчаных почвах толщина основания может достигать 20 см, на грунтах склонных к вспучиванию — до 40 см. В случае необходимости устанавливаются бордюры, которые закрепляются цементным раствором.
При обустройстве песчано-щебеночной основы используется компоновка из геотекстиля, 25 см слоя щебня, еще одного полотна геотекстиля и 5–10 см подстилающего слоя из песка, на который вплотную друг к другу укладывается клинкерная брусчатка. Песок может быть заменен на один из трассовых растворов для укладки брусчатки Tubag.
Щебеночное основание опирается на геотекстиль, 5 см слой песка, 5–10 см щебеночную засыпку и 10 см слой цементно-песчаной смеси. Надежность основания многократно возрастает при использовании трассовых растворов Tubag TPM-D зернистостью от 4 до 8 мм в качестве подстилающего и несущего слоя. Максимальная прочность основания для укладки клинкерной брусчатки достигается за счет использования 15–20 см слоя щебня и 20 см слоя бетонной стяжки с армированием сварной сеткой. Трассовые растворы Tubag позволяют подготовить как несущую армированную поверхность, так и верхний слой для установки клинкера. В процессе обустройства основания каждый насыпной слой тщательно поливается водой и утрамбовывается.
Выкладка брусчатки
Укладка мостового кирпича выполняется в сухую погоду с помощью правила, строительного уровня и резиновой киянки. Существуют десятки техник расположения клинкерной брусчатки: в разбежку, перевязка елочкой, двухэлементная блочная, перевязка трехчетвертная, половинная перевязка, диагональная, одно и двухблочная, треугольниками, по кругу и т. д. Повсеместно применяется разноцветная выкладка, техника орнамента и креативные цветные композиций. Соблюдение одинаковой ширины зазоров между кирпичами обеспечивается использованием пластиковых «крестиков». Для заполнения швов применяется водонепроницаемый раствор Tubag PFN или прочный водопроницаемый раствор Tubag PFL.